МБУ ДО "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр"
Кемеровская область - Кузбасс,
Кемеровский муниципальный округ,
с. Ягуново, ул. Школьная 6, тел. 780-284

Блок педагога-психолога Ушаковой Н.В.


Ushakova

Резюме

Ушакова Надежда Владимировна

Кемеровская обл. Кемеровский р-н  с. Ягуново

Дата рождения: 10.10.1967

т. 89235311235

email: nadezhda.ushakova.67@mail.ru

Образование/Квалификация:

1985-1990: Кемеровский государственный университет, филологический ф-т по специальности «Русский яз. и литература».

2002-2006: Томский Государственный университет, факультет психологии, присуждена квалификация – психолог, преподаватель психологии.

Курсы:

2004г. на базе Томского гос. университета курсы «Основы психологического консультирования».

2009г  Кузбасский региональный институт развития профессионального образования «Разработка и создание программных средств учебного назначения».

2014г. приняла участие в областном семинаре «Организация и проведение мониторинга наркоситуации в системе образования Кемеровской области».

Опыт работы:

1995-2001г. общеобразовательная средняя школа г. Кемерово (47,38) в    должности учитель русского языка и литературы.

2003-2004г.  детский дом творчества Рудничного р-на в должности методист-психолог.

2004-2005г.  Кемеровский аэроклуб в должности психолог (по договору).

2005-2007г. Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения в должности ведущий специалист по Кемеровскому району (психолог-диагност).

2006-2007г. учебно-методический центр Федерации профсоюзов Кузбасса в должности психолог, бизнес-тренер (по договору).

2007-2009г. Кемеровский областной дом-интернат для престарелых и инвалидов в должности психолог.

2009-2013г  Кемеровский горнотехнический техникум в должности педагог-психолог.

2013-2014г. декретный отпуск.

С января 2014г. по март детский сад «Олимпиец» с. Ягуново в должности воспитатель.

С апреля 2014г. и по настоящее время МБОУ ДОД «ДООпЦ» Кемеровского муниципального района в должности педагог-психолог.

Профессиональные навыки:

  • навыки проведения индивидуального и группового консультирования;
  • навыки проведения психологического тестирования и обработки полученных результатов;
  • навыки составления психологических портретов;
  • навыки работы с детьми;
  • умение выслушать и понять человека;
  • опыт проведение психолого-профилактической работы по предупреждению депрессии и проф. выгорания;
  • опыт участия в процессе адаптации и оценки персонала;
  • опыт проведения обучающих семинаров, тренингов, круглого стола;
  • разработка и реализация обучающих программ, построение системы мотивации;
  •  опыт проведения профессионального отбора кандидатов на работу, диагностика личностных и профессиональных качеств сотрудников;
  • опытный пользователь ПК: MsWord, Excel, Internet;

Личные качества: ответственность, коммуникабельность, инициативность, креативность, уравновешенность. 

 

Ушакова Н.В.  Мой профессиональный опыт

 Справедливость бытия состоит в том, что каждый человек видит то, к чему стремятся его глаза, слышит то,  что хочет, и находит то, что ищет.

                                                                                                           Ника Верникова

      Подростковый возраст является критическим по отношению к становлению и самоопределению личности, формированию идентичности и самосознания. Проблемы поиска себя, выбора жизненного пути, остаются актуальными на любом этапе развития общества и в настоящее время приобретают особую остроту. Неопределенность жизненных ориентиров у подростков сочетается с кризисными явлениями периода взросления и субъективными трудностями личностного становления – открытия «Я». Способность успешно адаптироваться к современным условиям жизни исключает первопричину асоциального поведения подростков и способствует гармоничному развитию личности.

      Роль педагога-психолога в данном процессе очень актуальна – это воспитание у взрослеющей личности позитивного мировоззрения и расширение степени свободы самореализации личности.

     На базе детского оздоровительного центра  (ДООпЦ) существуют неограниченные возможности в приобретении и накоплении  профессионального опыта, особенно работая с подростками. От того насколько старшеклассник эмоционально сбалансирован, как он воспринимает и реагирует на окружающий мир, зависит его возможность реализовать себя в будущем. Психологическая работа с подростками педагога – психолога данного учреждения строится в рамках гуманистического направления, в основе которого используются методы арт и лого-терапии.

     Еще в самом начале профессиональной карьеры прослеживалась волнующая ситуация: молодое поколение не только не знают историю своей Родины, своей семьи, но даже не умеют любить самих себя и других. Подростки неправильно ориентируются в значениях понятий: честь, совесть, доброта, любовь, искренность, надежность, верность и т.д. вероятно не умея применять эти качества и в жизни. Им не хватает дружеского общения, понимания, искреннего участия со стороны сверстников и взрослых.

     Общаясь с родителями, часто задаю один и тот же вопрос: «О чем вы разговариваете ежедневно со своими детьми, хорошо ли вы знаете своего ребенка?» К сожалению, звучит ответ не убедительный. Нарушена эмоциональная связь поколений. Диагностируя первоклассников, приходится принимать шокирующую ситуацию: в эмоциональной реальности ребенка в 85% просто нет матери, дети рисуют маму на другой стороне листа или не рисуют вовсе (рисунок моя семья).

       Одна из основных моих задач, как психолога разобраться, почему сложилась такая ситуация? Как мотивационный потенциал подростка направит на приобретение позитивных навыков, способствующих созиданию собственной личности. Используя различные формы работы и методы активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия, возможно повысить компетентность в сфере личностного и профессионального общения, приобрести и развить специальные навыки (умение позитивно общаться, разрешать мирным путем различные конфликты, способность адекватно воспринимать себя и других), выработать навыки конструктивной социализации.

     Очень часто приходится наблюдать, как после окончания уроков ребята не спешат домой, не ищут общественных поручений в стенах школы, а собираются в коридоре или на улице кружком и общаются, кто, как умеет, пока из за шума их не отправят по домам.

В классах много детей из неполных и неблагополучных в психологическом плане семей, а с родителями порой трудно поговорить и быть на них похожими. Вот и получается обмен жизненным опытом на своем не зрелом уровне, между собой. А глупая реплика, поступок друга становится куда важнее и значительнее, чем наставление взрослых. Тут то и необходима помощь педагога-психолога – выслушать, понять, направить, внушить надежду. Обсуждение сильных сторон каждой личности оказывается крайне полезным и важным. А выделение и акцентирование всего позитивного ведет к активности и достижению результата, обеспечивает оптимизм и чувство безопасности. Особенно важно научить подростков обращаться с самим собой как с бесценным инструментом, концентрироваться на «положительном», поддерживать активный жизненный стиль.

     Очередная важная задача педагога-психолога донести до подрастающего поколения важность их собственных мыслей и настроений, ведь только от них самих будет в дальнейшем зависеть собственная жизнь и настроение в ней. Наши мысли откладывают отпечаток на тело. Каждое мгновение мы делаем выбор между позитивными и негативными мыслями.

    Чего хочет каждый из нас? Быть ожесточенным или научиться любить и прощать себя и окружающих, замкнуться или быть открытым и познавать мир. Мысли воплощаются в жизнь, поэтому уделяя должное внимание мыслям и словам, мы имеем возможность строить нашу жизнь, согласно собственным устремлениям.

     Используя методы арт-терапии в своей работе, можно увидеть полноценную картину преображения подрастающей личности, раскрытие творческого начала, подсознательные устремления, не сформированные желания. Арт-терапия это своеобразный мостик, соединяющий сознательное и подсознательное в человеке, мостик, дающий много полноценной информации

     Считаю необходимым поддерживать и мотивировать интерес подростка к собственной жизни. Очень важно научиться понимать себя, осознавать свои возможности, анализировать переживания, находить выход из ситуации и возможные варианты решения, осуществлять сочувствия и поддержку. Потребность «быть личностью» обеспечивает активность включения молодого человека в систему социальных связей. Необходимо формировать у подростка внутренние моральные инстанции, «моральное Я» с которым он соотносит свои мотивы и поведение, - результат совместного развития интеллекта, эмоций и воли, осуществляемое в ходе практической деятельности личности, расширения круга ее действий и ответсвенности.

       Еще в самом начале профессиональной карьеры мною были проведены психологические исследования на тему: «Эгоизм как психологический феномен», «Взаимосвязь эгоистической направленности личности и качества жизни». Исследования рецензированы. В процессе работы на базе Томского университета прослушан курс лекций: «Тайм – менеджмент», «Психология рекламы», «Инновационные технологии в менеджменте»; пройден курс практических занятий: «Конструктивное разрешение конфликтов», «Социально-психологические и мотивационные возможности личности», «Основы психологического консультирования».

    Будучи студенткой психологического факультета, разработала авторскую программу «Психология успеха», по которой в дальнейшем проводила занятия в детском Доме творчества Рудничного р-на с подростками от12 до 15 лет. Данная программа прошла рецензирование у А.В. Сухих, доцента кафедры психологии КемГу, а также у Л.Ю. Лагуновой, кандидата соц. Наук КемГАКИ. Программа была напечатана в Кемеровском областном издательстве «Притомское» (ул. Ноградская 5) и реализовывалась в продаже 2002-2003г. На основе этой программы в детском Доме творчества в 2003г. создается молодежная студия «Психология успеха» для подростков, где проводится творческая работа по преображению внутреннего мира и коррекции эмоционального состояния. В программе были объединены различные образовательные модели: философская, психологическая, социальная, педагогическая и физиологическая – что способствовало формированию основ более гармоничной личности.

Желание владеть различными психологическими техниками и методиками дало возможность сформировать профессиональный опыт, работая  с  разными категориями населения от инвалидов детства и обычных подростков до профсоюзных лидеров и людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, а также с людьми пожилого и престарелого возраста.  Не смотря на психологическую работу с различными категориями населения, интерес к подросткам со временем возрастал. Молодежь такого возраста начинают самостоятельно участвовать в своей собственной жизни, учатся планировать, прогнозировать, брать на себя ответственность, начинают любить.   

    Работая в областной проф.ориентации, опыт работы с подростками еще больше укрепился, приходилось не только диагностировать и консультировать, но и осуществлять проф.отбор в профильные учебные заведения. Постепенно приобретался опыт ведения тренингов, семинаров, консультирования. Областная Федерация профсоюзов Кузбасса сформировала навыки выступлений перед большой аудиторией, ведению экспресс конференций и учебных семинаров.

   Работая в интернате для престарелых и инвалидов, освоила методы работы в сенсорной комнате, методы работы с возрастными, личностными и профессиональными кризисами.

         Методы арт-терапевтической и лого-терапевтической работы использовались мною и ранее в различных техниках, но сенсорная комната подарила множество возможностей для профессионального обучения и практики. Свето-, цвето-, звукотерапия и ароматерапия помогала воздействовать на человека через соответствующие органы чувств в сенсорной комнате, что способствовало развитию динамики самооценки и отношению к окружающим. Процесс реконструкции личности осуществлялся экспрессивной творческой терапией (рисованием, письмом, музыкой, драмой, сказкотерапией, игровой, телесно-двигательной), где использовались разнообразные механизмы самовыражения и визуальной коммуникации. Общаясь с молодыми инвалидами, имеющими интеллектуальную недостаточность умеренной степени выраженности, проводила профилактические мероприятия по предупреждению стресса. Такие люди отличаются высокой возбудимостью и склонностью к конфликтам, на них очень позитивное действие оказывает музыка-терапия.

    Преподавание основ социальной психологии в техникуме для подростков 15-19 лет, дало возможность освоить техники и методики  психологического арт-терапевтического направления в полной мере, расширить профессиональный опыт в области индивидуального и группового консультирования, работать с различными видами зависимостей, с проявлениями суицидальных явлений, фактами насилия и любовных взаимоотношений.

    В арт-терапевтическом процессе внутренне «Я» человека проявляется чаще в зрительных образах. Образы творчества отражают все виды подсознательных процессов.

  Одна из арт-терапевтических техник – «Арт-коррекция коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия». Коррекция коммуникативных навыков межличностного взаимодействия наиболее эффективно осуществлялась за счет таких форм работы:

1.                Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей подростков:

·                   «каракули Винникота» - один участник рисует каракули и передает другому, чтобы тот создал образ;

·                   Один участник начинает рисунок на свободную или заданную тему, а другой заканчивает, затем результаты совместной работы обсуждаются; разговор без слов (участники разбиваются на пары, далее им предлагается в течение, например 5 минут поговорить друг с другом, но только без слов, а с помощью цветных карандашей или фломастеров).

2.                Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков

·                   «групповая фреска» - на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: жизнь в школе, день рождение, необычная планета

3.                Групповые изобразительные игры

·                   «странное животное» - один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику; тотрисует туловище, загибает и передает дальше, в конце каждый пытается рассказать от первого лица о какой либо части фигуры, которую он не рисовал;

·                   Аналогично изображается человек.

Также в работе с подростками можно использовать кофе для рисования, вместо красок. Рисование и сочинение сказок очень занимает воображение подростков, где можно без ограничений насладиться ролевыми играми и полетом воображения.

          Весь полученный профессиональный опыт, основан на стремлении улучшить качество жизни человека, а именно, человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Ребенок, начиная с 14 лет в праве самостоятельно принимать определенные решения, связанные с личностным развитием.

Чтобы суметь структурировать свойства психической реальности, подросток должен обратиться к своему собственному «Я» и арт-терапия хорошо в этом помогает. Формирование мотивация подростка к процессу самореализации и выстраиванию прогноза собственной жизни дает возможность приобрести навыки конструктивной социализации. Вся моя профессиональная работа как педагога-психолога направлена на формирование у молодежи внутренних моральных инстанций, «морального Я» - результат совместного развития интеллекта, эмоций и воли, которое осуществляется в ходе практической деятельности личности, расширения круга ее действий и ответственности.

  Основной темой моей профессиональной работы как педагога-психолога является тема повышения качества жизни и приобретения навыков конструктивной социализации. Быстро изменяющиеся социальные и экономические условия, огромный поток различной информации – затрудняют процесс адаптации молодого поколения в современной жизни, способствуют развитию девиации и различных форм зависимости.

     Понятие конструктивной социализации, основано на процессе воспитания и целенаправленного формирования личности, понятие же «субъективного благополучия» в психологии - есть психическое состояние человека, заключенное в ощущении себя счастливым, другими словами – это качество жизни. Это реализация жизненных стратегий и жизненных планов, которые дают ощущение удовлетворенности и комфортности, а также личный успех. Личный успех включает в себя индивидуальные достижения человека, его личностный рост и стремление собственными силами добиться признания окружающих. Формирование «Я- концепции»  и познание своего образ Я является началом социализации для подростка во взрослой жизни.

     Выбранное мною направление в работе как педагога психолога, основано на изучении личности как таковой и определение ее места в современной жизни. Изучение личности подразумевает познание своего «образа Я», ее эмоциональной основы, ведь качество жизни зависит от целей и ориентаций человека.  Способы же удовлетворения жизненных планов называются жизненными стратегиями. Владеть такими стратегиями  - это значит владеть искусством ведения собственной жизни.

   Основываясь на определенном профессиональном опыте могу сказать, что использование методов арт- терапии  (изо-терапии, сказкотерапии) в психологической работе с подростками являются самыми, на мой взгляд, действенными и информативными, соединяющими сознание и подсознание, прошлое и будущие в форму чувственного настоящего. 

    Формируя у подростка гармоничную личность, можно предположить, что он научится не накапливать внутреннее напряжение, станет более мобильным и адаптированным к современным социальным условиям, станет оценивать свое субъективное благополучие как высокое качество жизни.

 diplom